воскресенье, 15 ноября 2009 г.

Семья Закатовых в годы войны

СЕМЬЯ ЗАКАТОВЫХ В БЛОКАДУ

Семья Закатовых встретила войну в Ленинграде. Папа моей бабушки ушел на фронт. Положение в семье было сложное: четверо детей - маленькие Вова (1939 г.р.) и Женя (1940 г.р.), Галя и моя бабушка.
Жила семья во время блокады по адресу: пр. Огородникова, дом 46, кв. 8.
Галя перед самой войной работала бухгалтером в Гостилицах. Моя бабушка с Вовой ездили к ней в воскресенье 22 июня и видели, как бомбили Кронштадт.


Галя, Вова, мама перед войной
Сегодня нам очень трудно представить, какой была жизнь в блокадном Ленинграде. Быть может, хоть немного передаст атмосферу блокадного города эта запись в дневнике одного из жителей.
«25 января 1942 года. 30 градусов мороза. Ясно, яркое солнце. В некоторых районах совсем нет воды. Люди набирают снег и лед и растапливают на огне. Снег всюду грязный и при растапливании дает грязную воду с дурным запахом. В булочных снова очереди, хлеба не хватает, как говорят, по причине отсутствия воды на хлебозаводах. Город заледенел. Дом на Лиговской улице догорает сам по себе, пожарные все уехали — нет воды. Можно представить, что творится в домах и квартирах, всюду, где вода нужна человеку. Бани закрыты».
Моя бабушка часто вспоминала такой случай. Однажды она с девочкой-подружкой возвращалась из школы. Подружка предложила ей зайти в магазин «низок», что находился на углу проспекта Газа и проспекта Огородникова. Моя бабушка отказалась, она спешила домой. Через пару минут, когда девочка зашла в магазин, туда попал снаряд, девочка погибла.
Зимой 1941-1942 года в самые тяжелые блокадные дни умер Женечка. Моя бабушка рассказывала о том, что они вместе с моей бабушкой (маминой мамой) отвезли его в Троицкий Собор Измайловского полка. Там как раз грузили трупами машину. Женечку забрали. Где он похоронен точно неизвестно (предположительно на Пискаревском кладбище). Был Женечке 1 год.
Семья Закатовых прожила в городе до лета 1943 года. Летом 1943 они уехали в эвакуацию.
Бабушка часто вспоминала о том, что когда переправились через Ладогу, всем выдали по целой буханке хлеба. Это был бесценный подарок, но некоторые голодные ленинградцы все сразу съедали и умирали.
Мои родственники сначала навестили Галю в Череповце, а затем приехали в деревню Дерева в 40 км от Тихвина. Жизнь в деревне была голодной. Семья Закатовых оказалась там ближе к осени, запасов еды никаких. Нужно было искать работу, и тогда 16-летняя Люба Закатова отправилась искать работу в Тихвин.

Дорогами войны

Этот блог посвящен судьбе семьи Закатовых-Лебедевых в годы Великой отечественной войны.